Социальные нормы в первобытном обществе реферат

Агния

Поэтому с точки зрения своего содержания социальные нормы представляют как общие обладающие многократностью действия и обращенные к неопределенному кругу лиц правила, устанавливающие характер и границы возможного или должного поведения человека в отношении других людей, и таким образом являются правилами именно социального взаимодействия. Вместе с тем он в любое время мог быть отстранен родовым собранием от занимаемой должности и заменен другим. Тотемизм - это вера в существование тесной связи между какой-либо родовой группой и ее тотемом - определенным видом животных, даже растений, еще реже - других предметов или явлений природы. Общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Учебник для вузов. Высшим органом власти в роду было собрание всех взрослых членов общества.

Основные принципы первобытнообщинной демократии.

  • Вопрос о происхождении права.
  • Основой нормой поведения человека в тех условиях был обычай.
  • В нашей стране было принято делить первобытные общества на раннепервобытные охотники, собиратели, рыболовы , позднепервобытные ранние земледельцы и скотоводы и ряд рыболовов и предклассовые.
  • Публичной власти первобытного общества, которую в отличие от государственной власти часто именуют потестарной от лат.
  • Таким образом, как отмечает Ю.
  • Социальные нормы имеют всеобщий характер.

Организация власти в эпоху раннепервобытной общины. Развитие института власти в эпоху позднепервобытной общины. Институциализация власти и становление государства. Характерные черты первобытнообщинного строя, его экономическая основа, коллективное разделение труда. Этапы развития первобытного общества: каменный век, родовая община, союз племён, неолитическая революция.

2.2. Власть и социальные нормы в первобытном обществе

Сущность и отличительные черты власти. Первобытное общество: экономические отношения, власть, социальные нормы.

Предпосылки возникновения государства. Отличие государства от других институтов власти. Основные теории возникновения права. Существующие тогда правила поведения нередко называют мононормами monos греческ.

Мононормы первобытного общества — это единые, нерасчлененные нормы, определяющие порядок организации общественной жизни, взаимоотношения между членами общества, отправление религиозных обрядов и др. Эти нормы социальные нормы в первобытном обществе реферат отделяли прав от обязанностей: права индивида сливались с его обязанностями.

Социальные нормы в первобытном обществе выполнялись в силу привычки, подражания и понимания их полезности. К нарушителям применялись санкции, самой суровой из которых было изгнание из общины. По-сути, это приводило к гибели человека, отвергнутого племенем. Файловый архив студентов. Логин: Пароль: Забыли пароль? Email: Логин: Пароль: Принимаю пользовательское соглашение. FAQ Обратная связь Вопросы и предложения. Другие, становясь сегодня на позиции тотального отрицания марксизма, отрицают и материальные предпосылки возникновения социальных норм, выплескивая, тем самым, вместе с водой и ребенка.

Материальные предпосылки являются одними из важнейших, но далеко е единственными. Существовали социальные нормы, в генезисе которых лежали биологические, природные, хозяйственные, религиозно- обрядовые, санитарные и другие основания. Так, у многих народов Малой и Средней Азии, Африки существовал запрет есть свинину, вызванный, по- видимому, тем, что свиньи на юге заражены опасными паразитами.

Это запрет из далекого прошлого вошел в мусульманскую религию и стал религиозным запретом. Его нарушителю грозило не только осуждение, церковная эпитимия, но и весьма суровое наказание вплоть до смертной казни. Здесь имела место санитарная причина. Любопытно, что в отдельных случаях возникновение социальных норм детерминировали антиалкогольные причины.

Так, в социальные нормы в первобытном обществе реферат религиозных течениях адвентисты седьмого дня существует запрет есть зайчатину. Объясняется это следующим образом 1. Организм зайца устроен таким образом, что в процессе переваривания пищи в нем выделяется большое количество алкоголя.

Первобытное общество. Видеоурок по Всеобщей истории 10 класс

А вот причина возникновения другой, весьма распространенной в древние время, социальной нормы. Поскольку люди работали сообща, взаимопомощь была естественным явлением, она распространялась на все другие стороны жизни рода или племени.

В столкновении с другими родами, в защите человека рода от посягательства извне члены сообщества проявляли полную солидарность. Из этого естественного чувства самозащиты вытекало у всех без исключения народов стремиться мстить за вред, нанесенный роду или отдельному его члену. Если, например, убит был один член рода, его сородичи обязаны были отомстить убийце иди другому члену рода.

При этом ни у кого не возникало вопроса, какой природы эта обязанность: нравственная, моральная или религиозная. Отступнику грозило всеобщее презрение, жестокое наказание и гнев богов. Напротив жестокость месть всячески поощрялась. Социальные нормы имели огромную роль в первобытном обществе, они регулировали поведение людей и благодаря этим нормам устанавливался характер и границы возможного или должного поведения человека в отношении других людей, и таким образом являются правилами именно социального взаимодействия.

Существовавшие в первобытном обществе социальные нормы называются мононормами. Вне всякого сомнения, в сознании первобытного человека не могло возникнуть вопроса, какой именно социальной нормой в данном случае он руководствуется, но это отнюдь не означает, что с позиции современных представлений нельзя достаточно отчетливо выделить основные разновидности социальных норм того периода времени обозначить их особенности Основными разновидностями социальных норм первобытного общества являются обычаи, нормы морали, религиозные нормы, табу, агрокалендари и мифология.

Обычаи — исторически сложившиеся правила поведения, стыд вина и извинение доклад в результате многократного повторения вошли в привычку. Особенность обычаев является то, что их никто не придумывает, не устанавливает, не навязывает обществу.

Социальные нормы в первобытном обществе реферат возникают как результат наиболее целесообразного варианта поведения, которому бессознательно следовали все члены рода, а многократная повторяемость делала такое поведение привычкой. Затем обычаиосознавались людьми как необходимые условия их жизни и передавались из поколения в поколение. Нормы первобытной морали - правила социальные нормы в первобытном обществе реферат, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле.

Нормы морали возникают значительно позже обычаев, а именно на том этапе развития человеческого общества, когда у людей появляется способность оценивать социальные нормы в первобытном обществе реферат собственные поступки и поступки других людей с точки зрения добра и зла.

Киев, Религиозные нормы- правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Неспособность первобытных людей научно объяснить многие явления природы, бессилие перед ними привели к тому, что их стали объяснять через существование чего-то сверхъестественного, фантастического, божественного. Особое место в их жизни занимает отправление религиозных культов, то есть телодвижения, заклинания и т.

Обязательной частью религиозного культа того периода времени являлось жертвоприношение богам, духам даров, заклание животных иногда людей на жертвенниках и в святилищах 1. Табу — религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т. По своему содержанию и формам эти иной степени все стороны личной и общественной жизни первобытного человека.

Сущность табу- в идеологического освещении и закреплении существующего в обществе порядка 1. Ряд ученых предполагает, что табу не создает ни обычая, ни морали, а лишь закрепляет обычай и с точки зрения вообще не является самостоятельной социальной нормой.

Более правильной представляется позиция, в соответствии с которой система табу является системой обычаев, но облечена она в форму религиозного запрета. И именно в этом его особенность.

Агрокалендари - система правил наиболее целесообразного ведениясельскохозяйственных работ и распространения их результатов. Их возникновение относится к периоду производящей экономики, когда люди начали активно заниматься земледелием.

Складывались они на основе многолетних наблюдений и касались, прежде всего сроков выполнения тех или иных сельскохозяйственных операций. Для того чтобы получить приличный урожай надо знать, когда пахать, сеять, молоть, убирать урожай, как лучше его сохранить и т.

Мифология — совокупность мифов рассказов, повествований о богах, героях, природных явлениях и т. В мифах закреплялись способы изготовления орудий, сведения о маршрутах кочевий, местах для стоянок, о нормах семейно- брачных отношений, половые, пищевые и возрастные запреты и целый ряд других правил поведений. Социальные нормы имеют всеобщий характер. Выражая определенное правило поведения, социальная норма распространяет свое действие не только на конкретное лицо то есть имеет не конкретный характерно на всех лиц, оказавшихся в сходных ситуациях 1.

Для социальных норм именно как для всеобщих правил поведения характерны многократного применения, длительность действия, неопределенность адресата адресуются всем, кто оказывается в определенном качестве, в определенных условиях, предусмотренных социальными нормами.

1364037

Социальные нормы образуются в результате сознательно- волевой деятельности людей как высшей формы отражения объективного мира. В своей совокупности они выражают объективные закономерности общественного развития, познаваемые людьми в процессе общения и освоение окружающей действительности, конкретизируемые в виде социальных норм. Реализация социальных норм обеспечивается сознанием людей, а так же теми организациями и социальными группами, интересы которых и отражают определенные социальные нормы.

К примеру, нормы права, устанавливаемые государством, могут быть при социальные нормы в первобытном обществе реферат обеспечены принудительной силы последнего. Система и содержание социальных норм обусловлены достигнутым в обществе уровнем экономического, политического и культурного развития, историческими особенностями той или иной страны. Человеческое общество- это всегда устойчивое соотношение различных социальных сил, консенсус противоречий и конфликтов, баланс центростремительных и центробежных тенденций и закономерностей.

Объективно необходимыми социальные нормы в первобытном обществе реферат налаживания общественного порядка, минимизации беспорядочных отношений, исключения социального хаоса служат власть, управление и регулирование. Каждое исторически конкретное общество требует своих меры, вида и способа осуществления власти, управления и регулирования. По мере усложнения и развития общественной жизни изменяются управленческие регулятивные средства.

Социальное управление и нормативное регулирование поведения людей в первобытном обществе - проблемная тема. Существуют различные концепции, рассматривающие закономерности формирования и развития примитивных социальных структур, возникновения в недрах этих структур институтов, способствовавших эволюции. В эту эпоху не было государства и права, бытие которых исчисляется лишь несколькими тысячелетиями. Но их история берёт своё начало именно в сравнительно развитых социальных структурах первобытности.

В нашей стране было принято делить первобытные общества на раннепервобытные охотники, собиратели, рыболовыпозднепервобытные ранние земледельцы и скотоводы и ряд рыболовов и предклассовые. Рассмотрим ряд известных концепций по этому вопросу.

Радько пишет, что ритуалы - это форма символического внешнего поведения, действия сигнально-знакового характера. Возникновение человеческого общества с. Нормативное— это упорядочение поведение людей при помощи социальных правил поведения, которые распространяются на всех членов общины. Формы социального управления власти и нормативное регулирование поведения людей в первобытном обществе.

Известный американский антрополог Люис Генри Морган выделил две стадии в политической эволюции:. Приверженцы этой концепции придавали решающее значение в процессе генезиса государств войнам. Но подобные теории не могли объяснить, откуда и за счет чего возникали те мощные организационные структуры, без которых нет больших армий и войн. Введение во всемирную историю.

Выпуск I. Проблема и понятийный аппарат.

Социальные нормы в первобытном обществе реферат 5520

Возникновение человеческого общества. У многих народов были установлены строгие правила поведение, среди которых насчитывалось множество запретов, они были призваны ограничить произвол сильных, господство животного эгоизма первобытного человека. Запреты основывались на религиозных верованиях, считалось, что за нарушение установленных запретов духи или другие различные божества карали людей болезнями и смертью.

[TRANSLIT]

Также нарушение запретов приводило к изгнанию из рода, телесным наказаниям и смерти. Нормы-ожидания существовали в формы обычаев, традиций, обрядов ритуалов, мифов и формировали у человека установку на положительное поведение, не содержали строгих санкций. Особое место среди норм-ожиданий занимали мифы. Формировавшееся социальное сознание и представления о социальных нормах повсеместно в примитивных обществах носили мифологический характер.

Они в образной форме отражали окружающий мир и помогали человеку ориентироваться в. Мифы сообщали человеку о хороших и плохих способах поведения, их последствиях, а также содержали накопленные предыдущими поколениями социальный опыт.

Человек лучше усваивал социальные нормы, опыт, знания природных и общественных явлений с помощью такой образной формы, как мифологические обряды и действия.

Мифы выступали руководством к действию, с помощью которого человек осуществлял свое поведение, строил взаимоотношения с людьми. Следовательно, мифы помогали человеку приспособиться к окружающему его миру и создать устойчивые правила поведения, которые бы регулировали человеческую деятельность.

Нормы морали регулировали деятельность человека в первобытном обществе с помощью нравственных этических требований и принципов. Они основывались на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и социальные нормы в первобытном обществе реферат, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном и пр.

GQ , все сдал на отлично, и нервы не пришлось тратить. Специфические формы первобытной общественной власти, ее организация, структура и элементы, формы и методы реализации.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму требований высшей божественной справедливости. Формами выражения религии в первобытном обществе были: тотемизм, фетишизм, анимализм и магия. Тотемизм - это вера в существование тесной связи между какой-либо родовой группой и ее тотемом - определенным видом животных, даже растений, еще реже - других предметов или явлений природы.

Последние, со своей стороны не должны были убивать свой тотем, причинять ему какой-либо вред, употреблять его в пищу. У каждого рода был свой священный центр, с которым связывались предания о тотемических предках; здесь хранились тотемические реликвии и совершались различные тотемические обряды.

В целом тотемизм был своеобразным идеологическим отражением связи рода с его естественной средой, связи, осознававшейся в естественно понятной в то время форме кровного родства.

Анимизм - вера в сверхъестественные существа, заключенные в какие-либо тела или действующие самостоятельно. Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов, например определенных орудий труда, предметов обихода, деревьев, камней, пещер, а позднее и специально изготовленных культов предметов.

Магия - вера в способность человека особым образом действовать на других людей, животных, растения, явления природы. Не понимая настоящей взаимозависимости наблюдаемых фактов и явлений, первобытный человек полагал, что с помощью определенных приемов действий и слов можно вызвать дождь, поднимать ветер, помогать и вредить людям и прочее.

Таким образом, уже самые ранние виды религии заключали в себе зачатки не только фантастических представлений - веры, но и социальные нормы в первобытном обществе реферат - культовой практики. Балин под ритуалами понимает правила поведения, в которых акцент делается на внешней, строго канонизированной форме его исполнения.

Радько пишет, что ритуалы - это форма символического внешнего поведения, действия сигнально-знакового характера. Ритуалы существовали уже тогда, когда человечество еще не овладело речью и проходили в виде церемонии, демонстративного действия, порядка выполнения определенных действий в определенной форме. Их цель - внушить определенные чувства, побудить человека совершить определенные действия.

Обычаи - это правила поведения, исторически сложившиеся на протяжении жизни нескольких поколений на основе генетических связей и языческих культов, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. В формировании и поддержании обычаев большое значение имели религиозные, мистические представления первобытных людей. В них тесно переплетались мистификация сил природы в виде грозных, могущественных духов и культ духа предков, от которых проистекали обычаи рода. Обычаи имеют социальное основание, которое в дальнейшем может быть утрачено, а данный обычай будет продолжать действовать в силу привычки.

Так современный человек часто не обходится без рукопожатий со знакомыми. Данный обычай сложился в Средние века социальные нормы в первобытном обществе реферат заключении рыцарями мира как демонстрация отсутствия оружия в открыто протягиваемой руке, как символ доброй воли. Рыцарей давно нет, а их манера заключения и подтверждения дружеских отношений сохранилась и поныне. Обычаи делились на правильные и необходимые.

Например, обычай кровной мести: поскольку род ставил всех сородичей под защиту, то обычай кровной мести осуществлялся всеми членами рода обиженного в отношении членов рода обидчика. Признаки первобытных обычаев: 1.

Сложились в результате многократного повторения и вошли в привычку; 2. Формировались в процессе жизнедеятельности людей, эмпирического отбора многочисленных актов поведения; 3. Нигде не записывались и не фиксировались, это было своего рода коллективное сознание членов рода; 4. Передавались из поколения в поколение в процессе непосредственного общения и хозяйственной деятельности; 5. Обеспечивались социальные нормы в первобытном обществе реферат общественного воздействия, силой привычки, традиций; 6.

Соблюдались в силу жизненной необходимости, ибо отступление от них объективно влекло наступление неблагоприятных последствий; 7. Отражали закономерности выживания человека, как части природы; 8. Локальный характер, их действия распространялось только на членов рода. Общая характеристика власти догосударственного общества Общая собственность на продукты производства и социальное единство внутри родовой общины порождали и соответственные им формы организации общественной власти и управления делами общины.

Власть в первобытном обществе носила общественный характер и осуществлялась всеми членами рода. Эта родовая власть определяется, обобщенно говоря, родовой нормативностью комплексом родовых норм, обычаями рода и т. Как сам этот принцип, так и нормы родового строя и соответствующая родовая власть носят родоохранительный характер.

Можно предположить, что самоуправление первобытного общества осуществлялось не только на основе властвования, но и путем согласования воли и интересов, поведения его членов на курсовая работа учителя истории общности потребностей, совпадения в главном целей и единства взглядов на пути их достижения.

Доктор юридических наук Комаров С. Характерными чертами общественной власти догосударственного периода было то, что она основывалась на семейных отношениях, так как основой организации общества был род. Власть была общественной и строилась на началах первобытной демократии, опиралась не авторитет, уважение и традиции членов рода. Она осуществлялась как обществом в целом, так и его представителями, которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

Срочное написание курсовых работ институтом власти родовой общины являлось родовое собрание, на котором все взрослые члены общины решали все основные жизненные вопросы. Решения собрания были обязательны для. Родовое собрание избирало вождя старейшину родаа также ряд других социальные нормы в первобытном обществе реферат лиц, к которым относится военачальник, руководитель по делам охоты и т. Они осуществляли исполнительную власть, то есть исполняли решения собрания.

Читать онлайн Скачать курсовую работу теория. Еще похожие работы.

Социальные нормы в первобытном обществе реферат 6108

Электронная библиотека студента StudentLib.