Мышление и воображение реферат

Клара

Основой воображения служат образы памяти [23]. Понятие абстрактного мышления, его основные формы понятие, суждение, умозаключение. Мечта как особая форма воображения. На этом пути идеалисты часто доходят до того, что и восприятие рассматривают как частный случай воображения. Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям. Ошибка к ассоциативной психологии, с точки зрения интуитивистов, заключается в том, что они исходят из опыта человека, из его ощущений, из его восприятий, как из первичных моментов психики и, исходя из этого, не могут объяснить, как возникает творческая деятельность в виде воображения.

Благодаря мышлению мы в состоянии с определенной степенью достоверности предсказать даже будущее Земли. Таким образом, в процессе мышления мы познаем то, что вообще недоступно восприятию и представлению. Следующей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности.

Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Мышление мышление и воображение реферат начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления.

Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью определенных умственных операций, в процессе которых происходит видоизменение и преобразование имеющейся информации. Исключительно важная особенность мышления — это неразрывная связь с речью. Следует отметить, что речь является орудием мышления. Так, взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если формулируют их вслух.

Психология урок 28 Воображение

Таким образом, мысль приобретает окончательный вид только после того, как замысел будет закодирован в речевые символы. Следует иметь в виду, что, несмотря на тесное взаимодействие мышления и речи, эти два феномена — не одно и то. Мыслить — это не значит говорить вслух или про. Свидетельством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль.

Как взаимосвязаны мышление и воображение?

Несмотря на то, что возникшая у нас мысль нам самим понятна, часто для ее выражения мы не можем найти подходящую словесную форму. Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное.

Итак, как развивать теоретическое мышление? Теоретическое мышление предполагает наличие следующих умений: 1.

Балл Г. Исходя из невозможности для ассоциативной психологии объяснить творческий характер воображения, интуитивистическая психология сделала в этой области то же, что и в области мышления: и там и здесь она, по выражению Гёте, проблему сделала постулатом.

Выдвигать и точно формулировать гипотезы. Строить обоснованные, логически непротиворечивые теории, объясняющие известные явления и факты. Кратко и точно определять понятия. Логически последовательно рассуждать, выстраивая длинные цепочки рассуждений, ведущих к нужному выводу. Делать правильные умозаключения на основе фактов. Производить логические операции сравнения, анализа, синтеза, абстракции и обобщения.

Соответственно под совершенствованием теоретического мышления мы будем понимать развитие всех этих умений. Сущность и формы мышления. Воображение как психический процесс. Реферат типы по степени целенаправленности, результатам, по виду образов. Сущность мышления как опосредованного и обобщенного отражения существенных, закономерных взаимосвязей действительности.

Описание главных отличий творческих способностей от специальных. Характеристика особенностей творческого мышления, его развитие. Воображение как процесс создания человеком никогда не воспринимавшихся образов объектов. Активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное и художественное мышление. Мечта как особая форма воображения. Упражнения и приёмы для развития воображения. Различия заключаются в следующем:. Включение воображения или реферат в процесс деятельности определяется неопределенностью проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи.

В проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов и представлений и организованная система понятий. В основе воображения лежит возможность выбора мышление. В основе мышления — возможность новой комбинации понятий. Часто такая работа идет сразу воображение "двух этажах", так как системы образов и понятий тесно связаны — например, выбор способа действия осуществляется путем логических рассуждений, с которыми органически слиты яркие представления о том, как будет осуществляться действие.

Рассматривая сходство и различие воображения и мышления, необходимо заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью:. Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение пря отсутствии требуемой полноты знаний, необходимых для выполнения поставленных задач.

Мышление и воображение реферат 4522

Фантазия позволяет "перепрыгнуть" через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Однако в этом же заключается и слабость подобного мышление и воображение реферат проблемы. Особенно важную роль воображение играет в научном и художественном творчестве.

Творчество без активного участия воображения вообще невозможно рис. Решение мыслительных и творческих задач. Ученому воображение позволяет строить гипотезы, мысленно представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нетривиальные решения проблем. Так, например, в математике, в начале доказательства различных теорем приходится встречаться с высказываниями, которые начинаются со слов: "допустим, что Именно они указывают на то, что процесс математического доказательства начинается с творческого представления или воображения.

Воображение играет важную роль на ранних стадиях решения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам. Следовательно, направленность обучения на развитие интеллектуальных способностей, увеличение объёма знаний полученных максимально самостоятельно является необходимой задачей преподавателя высшей школы.

Исследование творческого мышления - достаточно сложная проблема, предполагающая решение важнейших методологических вопросов природы творчества, источников развития творческого мышления, соотношения в этом процессе биологического и социального, объективного и субъективного, индивидуального и общественного и т. Сложность проблемы заключается в том, что внутренняя сущность явления недоступна непосредственному исследованию.

Поэтому, несмотря на многовековую историю изучения, творческое мышление остаётся недостаточно исследованным. Подробно рассмотрим творческое мышление, определим его особенности.

В настоящее время наблюдается высокий темп развития науки и техники, создания думающих машин, на которые перекладываются всё более сложные функции, подающиеся формализации. Это освобождает человека для творческой деятельности.

В соответствии с этим резко возрастают требования к творческому мышление и воображение реферат, которое позволяет человеку ставить новые проблемы, новые решения в условиях неопределенности, множества выборов, делать открытия, не вытекающие непосредственно из уже имеющихся знаний.

Эта сторона мыслительной деятельности имеет свои специфические особенности, без знания которых нельзя повысить её эффективность. В специальных исследованиях Асмолова А. При внимательном рассмотрении каждого из них оказывается, что они действительно несут в себе почти одно и то же содержание, хотя и имеются различия по критериям: единство, но не тождество; процесс, но не результат; общее, но не частное.

При коммерческий кредит и виды обнаруживается, что даже в одно и то же из названных понятий вкладывается иногда самый различный смысл в мышление и воображение реферат от задач исследования, предмета науки, позиции автора и т.

Воображение и творческое мышление

Мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных её элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между.

Мышление мышление и воображение реферат может быть продуктивным без опоры на прошлый опыт, и в то же время оно предполагает выход за его пределы, открытие новых знаний, благодаря чему расширяется фонд их и тем самым увеличивается возможность решения всё новых и новых, более сложных задач. В мышлении как в процессе обобщенного и опосредованного познания действительности в диалектически противоречивом единстве сплетены его продуктивные и репродуктивные компоненты, причем удельный вес их в конкретной мыслительной деятельности может быть различным.

  • Как же возникают образы воображения, по каким законам осуществляется их построение?
  • Творческое мышление - есть процесс образования новых систем связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей, характеризующихся динамичностью и системностью.
  • Различия заключаются в следующем: опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах воображения, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир; в процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением.
  • Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления.

Под влиянием всевозрастающих требований жизни к творческому её компоненту возникла необходимость выделить особые виды мышления? В научной и учебной литературе принято выделять операции мышления - анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, классификация, систематизация, обобщение, конкретизация.

Мышление и воображение реферат 9185

Наряду с этим, в литературе [26] различают конкретные формы мышления понятие, осуждение, умозаключение, аналогия. Выделяют также определенные виды мышления - наглядно-образное непосредственное включенное в деятельностьобразное осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньшеотвлеченное совершающееся на основе отвлечённых понятий, которые образно не представляются.

Наконец, различают способы мышления - индукция, дедукция, традукция.

Сложность проблемы заключается в том, что внутренняя сущность явления недоступна непосредственному исследованию. Имеющиеся у субъекта знания способствуют формированию нового образа. Для классификации видов воображения выделяют разные признаки, в частности, по степени присутствия образов-воспоминаний представлений - от реально существовавших событий и объектов до активного конструирования образов принципиально новых объектов, явлений и событий, воображение разделяют на пассивное - активное и воссоздающее - творческое.

Творческое или продуктивное мышление понимается как мышление на основе творческого воображения. Однако, большинство психологов, изучающих мышление, считают целесообразным выделение этих видов Болконский П. Анализируя литературу, мы ставили перед собой задачу выяснить, как крупнейшие представители психологических теорий определяют понятие творческое мышление. Так, Я. Пономарёв считает, что творческое мышление - это нейтральное психологическое звено творческой деятельности процесса творчества [38;.

Рошка [42;. Матейко пишет [30;. Последние, как известно, образуются в мышлении: в его процессе и результате. Серебрянников и М. Ясюков [44;. Вместе с тем, можно встретить публикации, в которых творчество полностью отождествляется с творческим мышлением [11; 34; 35 и др. В аспекте стоящей перед мышление и воображение реферат проблемы нас интересовал вопрос о том, каковы те признаки, на основе которых исследователи раскрывали специфику мышление и воображение реферат. Анализ зарубежной литературы показал, что в любом случае, когда речь шла о мышлении, говорилось о возникновении нового, но характер этого нового, источники его в различных теориях указывались неидентичные.

Идеи о творческом характере мышления человека, о его специфике, взаимоотношениях с другими процессами, с памятью, интеллектом, вниманием, о закономерностях его развития разрабатывались в исследованиях многих советских психологов Ананьев Б. Широкое обобщение положений о сущности и специфике мышления было осуществлено Рубинштейном С.

В трудах русских психологов продуктивность выступает как наиболее характерная, специфическая черта мышления, отличающая его от других психических процессов, и в то же время рассматривается противоречивая связь её с репродукцией. Основание деления мышления на продуктивное и репродуктивное - степень новизны для субъекта полученных в процессе решения знаний.

В литературе данные компоненты мыслительной деятельности называют по-разному. Как синонимы к понятию продуктивного мышления употребляют термины: творческое мышление, инверсионное, эвристическое, креативное, латеральное.

Однако, определив результат творческой деятельности как объективно или субъективно новый, в дальнейшем будем употреблять понятие творческое мышление. Мы применяем термин творческое мышление как высшую степень продуктивного мышления. Для зарубежной психологии типичен односторонний подход к характеристике мышления. Как процесс репродуктивный мышление рассматривали ассоциативисты Гербарт И.

Мышление и воображение реферат 8837602

Мышление выступает как объединение и перекомбинация сходных элементов, в результате чего не возникает ничего принципиально нового. С позиции механического материализма мышление есть репродукция сформированных ранее моторных навыков, внешних двигательных актов, в учебном процессе связь между внешними стимулами и реакциями на них формируются путем механических проб или подражания.

В репродуктивных теориях мышления новое выступало как результат усложнения или перекомбинации на основе, главным образом, сходства имеющихся знаний, не рассматриваются внутренние процессы.

Само решение задачи протекает на основе либо механических проб и ошибок с последующим закреплением случайно найденного верного решения, либо мышление и воображение реферат определенной системы ранее сформированных операций. Гельштат-психологи в исследованиях мышления широко использовали задачи, при решении которых у испытуемых возникал конфликт между имеющимися знаниями и требованиями задачи, и они вынуждены были преодолевать барьер прошлого опыта, вследствие чего сам процесс поисков неизвестного выступал особенно явно.

Благодаря этому ученые получили весьма ценный материал об особенностях мыслительной деятельности. Например, Дункер К. Это стремление входит в собственную сущность возникновения решения, находимого мышлением с помощью эвристических методов мышления. Секей Л. Характеризуя репродуктивное мышление, автор отмечает, что оно предполагает воспроизведение процессов, имевших место в прошлом, допускает в них некоторые незначительные видоизменения.

Творческое мышление характеризуется высокой степенью новизны получаемого на его основе продукта, его оригинальностью. Это мышление появляется тогда, когда человек, попытавшись решить задачу на основе её формально-логического анализа с прямым использованием ему известных способов, убеждается в бесплодности таких попыток и у него возникает потребность в новых знаниях, которые позволяют решить проблему: эта потребность и обеспечивает мышление и воображение реферат активность решающего проблему субъекта.

Осознание самой потребности говорит о создании у человека проблемной ситуации. Нахождение искомого предполагает открытие не известных субъекту признаков, существенных для решения проблемы отношений, закономерных связей между признаками, тех способов, с помощью которых они могут быть найдены. Человек вынужден действовать в условиях неопределённости, намечать и проверять ряд возможных решений, осуществлять выбор между ними, подчас не имея к тому достаточных оснований.

Он ищет ключ к решению на основе выдвижения гипотез и их проверки, то есть способы опираются на известное предвидение того, что может быть получено в результате преобразований. Существенную роль в этом играют обобщения, позволяющие сокращать количество той информации, на основе анализа которой человек приходит к открытию новых знаний, уменьшать число проводимых при этом операций, шагов к достижению цели. Для того чтобы интуитивно найденные новые знания имели действенную силу, были широко использованы на практике, необходимо осознание не только результата, но и процесса поисков, ключа к решению, ход интуитивного поиска получает адекватное отображение в слове.

Творческое мышление и воображение реферат - есть процесс образования новых систем связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей, характеризующихся динамичностью и системностью. Творческое мышление характеризуется новизной своего продукта, своеобразием процесса получения, существенным влиянием на уровень развития, осуществляет движение к новым знаниям.

6768677

Качественными показателями будут гибкость, экономичность, последовательность, оригинальность, беглость. Сообщите.

Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет. Скачиваний: Познавательные процессы. Понятие о воображении, его основных видах и процессах. Виды воображения. Функции воображения. Сущность мышления.

Мышление и речь. Виды мышления. Мыслительные процессы и операции.

Мышление и воображение