Реферат русская идея в отечественной философии

Милена

Он действительно представляет собой этап классического развития философии, отличающийся созданием больших систем, которые охватывают все стороны бытия и человеческого существования. Западники не видели в стране таких социальных институтов, которые могли быть как-то использованы при движении вперед. Благородный гражданин любит свою Родину также не за то, что она везде и всегда, во всем и непременно велика, высока, богата, прекрасна и пр. Леонтьев и др. В начале века получают дальнейшее развитие такие направления, как религиозная философия и экзистенциализм Д. Мыслитель предложил свою классификацию наук на основе их общественной значимости. Глава I.

По убеждению Радищева, основной движущей силой общества является человеческий разум в различных его проявлениях — наука, искусство, ремесла.

Большую роль в истории играет как народ, так и выдающиеся личности. Любой народ способен к прогрессу и имеет для этого все необходимые предпосылки и способности. Аничков, Н. Им представлялось, что социальные преобразования в России смогут произойти путем просвещения народа и правящих классов, совершенствования законодательства, реферат русская идея в отечественной философии более гуманного и справедливого правления.

Просветители надеялись на появление образованного государя, который смог бы на деле осуществить их идеи и социальные проекты. Он написал ряд сочинений по религии, этике и эстетике, обращая особое внимание на внутренний мир человека — его душу, духовность. Русское Просвещение заметно усилило позиции философии в духовной культуре российского общества.

Важнейшие течения в философии XIX века период классики. То был классический период в истории русской философии, эпоха универсализма многообразия в. К началу этого века философия изучалась уже в пяти университетах России. В это время в философии и литературе отчетливо обозначилась проблема выбора Россией своего социального идеала, путей и форм ее дальнейшего развития, взаимоотношений с мировым сообществом.

Вначале он высоко оценивал западную цивилизацию и ее достижения. Позже Чаадаев стал критически относиться к Западу, выделяя в его социальном организме такие пороки, как эгоизм, враждебность частных интересов, жизнь по расчету и т.

Напротив, выделяя достоинства русского народа совестливость, солидарность, открытость и щедрость душифилософ размышлял об особой роли России в мире. По его убеждению, эта роль должна состоять в том, чтобы разрешить наиболее сложные проблемы человечества, "дать миру какой-нибудь важный урок".

Основным предметом их спора стала тема места России в мировой истории, социального идеала россиян и путей движения к нему, тема соотношения национального и общечеловеческого. В целом же, мировоззрение славянофилов И. Киреевский, А. Хомяков, братья И. Задачу последующего развития России они видели в том, чтобы дух православия пронизал весь общественный организм, придал ему высший смысл и развитие, при сохранении самобытности страны.

Свобода индивида реферат русская идея в отечественной философии, но лишь путем подчинения его абсолютным ценностям — религии и церкви, государству, своему народу. По убеждению западников А. Герцен, В. Белинский, Н. Огарев др. Человек вправе быть свободным от предрассудков и обладать независимостью в обществе "не петь в общем хоре".

Европейскому человеку, как идеалу западников, доступны знания, он владеет своими страстями, способен покорять окружающую структура введения для работы и преобразовывать общественные отношения.

Он должен быть трудолюбив, пунктуален, воспитан и терпим к инакомыслию. Ему свойственно любить красоту и ценить женщин, которые наиболее полно воплощают в себе совершенство и гармонию. Западничество, таким образом, есть не только мировоззрение, но и установка на определенный европейский образ жизни.

Чернышевский и народники, а позже и первые русские марксисты. Как и славянофилы, западники горячо любили Россию, искренне желали ей блага и процветания. Со временем эти течения постепенно стали вырождаться, уступив дорогу новым социально-философским учениям. Проблема же выбора Россией пути своего исторического развития сохранила свою актуальность, в т.

Этот русский ученый и писатель-просветитель внес заметный вклад в философское осмысление сущности и природы человека. Цель всех устремлений человека — получение наслаждений, счастья. Русский ученый подчеркивал, что с помощью разума человек может и должен приводить свои поступки в соответствие с интересами всего общества.

  • Любящие Христа и его церковь отказываются от всяческого тщеславия, личной гордости и усваивают разумную проницательность веры, раскрывающей значение великих истин откровения.
  • Особенности русской философии …………………………………5 Глава II.
  • В них он изложил свои философские идеи, считая, что создание философских систем является мнимой задачей.
  • Особенности русской философии …………………………………5 Глава II.

Эта идея была подробно раскрыта им в своем знаменитом романе "Что делать? Чернышевский активно развивал также теорию социальной философии.

Реферат русская идея в отечественной философии 8679956

Он стремился вскрыть естественные предпосылки социально-классовой борьбы идея обществе, видя их реферат глубоком различии потребностей и интересов людей. Русский ученый был убежденным сторонником идеи крестьянской революции, считая ее самым радикальным способом решения острых социальных проблем прежде философии вопроса в России с помощью движения самих народных масс.

Но решающей силой все же является революция как коренное преобразование общества. Социально-философские взгляды и творчество Чернышевского высоко оценивал В. Маркс, по его признанию, русская выучил русский язык для чтения в подлиннике работ Чернышевского. XIX. Философ считал, что индивидуализм и автономность человека отрицательно сказываются на почитании Бога. В противоположность декадентской эстетике упадка он выступает защитником государства, идеи отечественной одухотворения. Русский философ Н.

Федоров — осуждал преклонение не только перед теоретическим разумом, но и перед природой. Он считал природу врагом человека и призывал людей управлять ею. Федоров много рассуждал о смерти и эгоистическом отношении людей к умершим. Учение Федорова считается русской утопией, в которой он стремился соединить идеи спасения с реальностью жизни.

Писатель и русский философ И. Предмет философии, по мнению Ильина,есть Бог. Ильин в своих работах много рассуждал о зле и проблеме ответственности человека, критиковал Толстого за его идеи "непротивления", рассматривая эту реферат русская идея в отечественной философии как "потакание злу".

Однако в более поздних работах, узнав о всех аспектах понятия фашизма, Ильин призывает не к активному сопротивлению злу, а к "уходу от дел мирских".

Николай БЕРДЯЕВ Русская идея

Философ был патриотом и верил в возрождение России. Его "философия единства" поднимала вопросы человека и его места в мире, отношения человека и Бога. Соловьев призывал к соучастию и сотрудничеству человека и мира, человека и Бога, обосновывл реферат русская идея в отечественной философии исполнения в жизни сверхмировых ценностей, причастность к абсолютному и нравственную солидарность всего сущего. Творческое наследие Соловьева поистине велико, основные его труды: "Кризис западной философии", "Философские начала цельного знания", "История и будущность теократии", "Теоретическая философия", "Чтения о Богочеловечестве", "Критика отвлеченных начал", "Три разговора", "Оправдание добра" и др.

Соловьев подчеркивает, что именно состраданиеа не простое сочувствие являются определяющими для категории нравственности или безнравственности. Так, сочувствие в радости не делает сочувствующего более нравственным.

Способность же сострадать связана с глубоко нравственным чувством, когда сострадающий умаляет собственную радость, добровольно разделяет страдание. Существуют три формы движения: 1 поступательное, 2 вращательное, 3 колебательное, которые переходят от одних к другим телам.

Таким образом, в тени оставлялся сам источник движения. Вслед за Ломоносовым материалистические идеи в философии разрабатывал А.

Реферат русская идея в отечественной философии 8788

Материальный мир, приведенный однажды в движение толчком творца, продолжает самостоятельно двигаться и развиваться.

Основное внимание Радищев уделял социально-философским проблемам, создав уникальное учение о человеке.

Большую роль в становлении человека и его последующей деятельности сыграла рука человека как орудие деятельности. Мыслитель считал, что человеческая душа бессмертна и возрождается после смерти тела в других телах, что обеспечивает бесконечное совершенство человеческого рода.

Цель жизни заключается в стремлении к совершенному блаженству. С местоположением реферат русская идея в отечественной философии связывались и их потребности, удовлетворение которых осуществляется посредством различных изобретений. При этом главным мотивом человеческих стремлений считался личный интерес. Таким образом, влияние западноевропейской идеологии способствовало развитию философии в России, хотя оно не было однозначным. Приобщаясь к философской культуре Запада русские мыслители как бы сокращали для себя путь собственного восхождения на высоты философского мышления, с одной стороны, а с другой - их собственное творчество было стеснено влиянием западной культуры.

Однако после первоначального механического заимствования западноевропейских ценностей началось постепенное утверждение национальной духовности.

Русская философия,основные этапы ее развития. Представители русской философской мысли

Представители первой акцентировали внимание на самобытности русской культуры, связывая ее с неповторимым своеобразием духовной жизни. Представители второй стремились вписать Россию в процесс развития культуры Запада.

Они считали, что поскольку Россия встала на путь цивилизованного развития позже других стран Европы, постольку она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь.

Мыслитель предложил свою классификацию наук на основе их общественной значимости. Любые купюры, по каким бы причинам они ни существовали, ведут лишь к обеднению ее содержания и искажению ее реального смысла и значения. Духовным источником творчества этих мыслителей были православное миропонимание и основные положения богословия. Ощущает это и ребенок, однако пути к "неведомому царству" не знает. Славянофильство - направление философской и политической мысли.

Довольно четкое теоретическое и общественно-политическое оформление эти две тенденции получили в е гг. XIX. Первую тенденцию представляли славянофилы А. ХомяковИ. КиреевскийК.

АксаковЮ. Самарина вторую - западники Н. СтанкевичА. ГерценН. ОгаревТ. ГрановскийК. Кавелин Чичерин Отечественной философии последующее развитие русской культуры являлось борьбой представителей этих двух тенденций, происходившей в различных формах. Славянофильство как идея философской и политической мысли занимало видное место в реферат борьбе середины XIX.

Пронизанное противоречиями, оно имело как прогрессивные, так и реакционные черты. От славянофильства ведут начало многие течения, каждое из которых брало из него какую-то одну идею, доводя ее до крайности и увязывая с различными политическими задачами.

Идеологи официальной народности находили в нем подкрепление для обоснования царистского панславизма, русская и славянского национализма. От славянофильства идет линия неославянофильства в такой его разновидности как почвенничество. Эта линия представлена А. Григорьевым, Ф. Достоевским, Н. Страховым, Н. Данилевским, К. Леонтьевым, В. На славянофильские идеи опирался при построении своей теософской системы, философии всеединства В.

Соловьев, затем перешедший на позиции западного либерализма. Несомненно влияние славянофильства не только на Герцена и Чернышевского, но и на народничество. При этом использовались такие славянофильские идеи как противопоставление России и Запада, особого самобытного пути России, апелляция к духу славянских народов и т.

[TRANSLIT]

Одним из основателей и теоретиков славянофильства был А. Хомяков, преломлявший все коренные практические и теоретические вопросы через призму православной догматики. Хомяков отрицал возможность логического познания и подчинял разум вере, поэтому главную задачу философии видел в том, чтобы поднять разум до уровня веры.

Постижение бога возможно лишь разумом, соединенным в церкви на основе нравственной любви. Все творчество мыслителя пронизывала идея о коренном различии исторических путей России и Запада и доказательство самобытности русского народа.

Вторым основоположником славянофильства считается И. Киреевский, который утверждал, что философия является связующим звеном между чистой верой и ее приложениями в области практической жизни.

"Русская идея" в отечественной философии

В работах славянофилов утверждается, что реформы Петра I явились причиной своеобразного дуализма русской культуры, элитарный слой которой обращен на Запад, а народный - на Восток. Они выступали с критикой слепого подражательства Западу, прямого заимствования западных форм общественной и культурной жизни и их переноса на российскую почву.

Противопоставляя русскую и европейскую культуры, славянофилы доказывали необходимость для России следовать самобытным путем. Так, Киреевский характеризовал древнерусскую образованность как цельную и разумную, а западную - как построенную на принципах дуализма и рационализма.

Реферат по теме "Особенности и периодизация русской философии"

Исходным положением славянофилов является утверждение решающей роли православия в дальнейшем развитии всей мировой цивилизации. Ключевым понятием религиозно-философских воззрений славянофилов является понятие соборности.

Соборность проявляется во всех сферах человеческой жизнедеятельности - в церкви, в семье, в обществе, в отношении между государствами и т.

В основе славянофильского учения лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и даже исключительности. По их мнению, Россия, опираясь реферат русская идея в отечественной философии православную духовную основу, идет своим особым путем, который должен привести ее к мировому лидерству.

Для них характерна идеализация православия, которому присущи безмятежность, внутренняя цельность духа. Так, Хомяков верил в историческую миссию России стать центром мировой цивилизации благодаря православию. Чаадаевафилософские воззрения которого носили ярко выраженный религиозный характер.

Его историософия основывалась на положении об истории как созидании в мире царства Божия. В связи с этим считалось, что течение исторических событий и ум отдельного человека управляются Провидением. Россию Чаадаев характеризовал как страну, где отсутствуют традиции, которая не внесла никакой лепты в развитие других народов.

Вместе с тем эти пессимистические рассуждения приводят мыслителя к парадоксальному выводу: именно в силу своей отсталости Россия может избежать ошибок и заблуждений Европы и дать разрешение всем вопросам, возбуждающим споры. Она призвана завершить большую часть идей, возникших в старых обществах и ответить на вопросы, которые занимают человечество. По мнению Чаадаева, Россия, освоив все ценное, что есть в Европе, может стать центром религиозного синтеза и интеллектуальной жизни.

К западничеству примыкали те мыслители и политические деятели, которые считали западно-европейскую культуру последним словом мировой цивилизации. По их мнению, Россия должна следовать за Европой, идти теми путями, которые уже проложены. Нет смысла заниматься социальным творчеством — все, что нужно, имеется в полноте. Западники не видели в стране таких социальных институтов, которые могли быть как-то использованы при движении.

Православие воспринималось ими негативно, самодержавие отрицалось, а община рассматривалась как запоздалое историческое явление, препятствовавшее индивидуальному творчеству и проявлению инициативы. В целом западничество характеризуется европейской ориентацией мысли, интересом к западно-европейской культуре, борьбой за исправление исторического развития России и перевода ее на путь европейской цивилизации.

По своей социальной ориентации западники различались следующим образом: одни представляли революционно-демократическое крыло, другие принадлежали к либеральному направлению. Однако все они выступали против официальной народности и славянофильского учения.

Дискуссия между славянофильством и западничеством велась в общем плане, ее участники придерживались скорее философии, чем конкретной социологии и политики. Славянофилы тесно взаимодействовали между собой и их трудно представить в отрыве друг от друга. Герцен сравнивал их с Янусом и двуглавым орлом, у которых билось одно сердце.

Оба направления прекратили свое реферат русская идея в отечественной философии, так статистическое наблюдение правовая контрольная работа оставшись каждое при своих представлениях. Чичерин, С. Муромцев, П. Видным представителем философии права был Б.

Киреевский , К. Суть противоположной точки зрения заключается в том, что византийское христианство ко времени крещения Руси "забыло о человеке", стало утверждать рабскую этику, несовместимую с христианским гуманизмом. Смысл философии состоит, по Ильину, в познании бога и божественной основы мира. Несмотря на многочисленный ряд мыслителей, еще никто в России не оставил после себя цельной, замкнутой философской системы, охватывающей своими логическими построениями всю проблему жизни и её смысла. С местоположением людей связывались и их потребности, удовлетворение которых осуществляется посредством различных изобретений.

По его мнению, философские основания права должны служить руководящими началами практики. Чичерин внес существенный вклад в обновление и развитие философско-правовых исследований в России. Это стало возможным благодаря его критике юридико-позитивистских концепций, специфике его философии права, настойчивой защите государственно-правовых начал и форм либерализма и свободы человека.

ГерценомН. ОгаревымВ. БелинскимН. ЧернышевскимН. ДобролюбовымД. Философская система Владимира Соловьева. Идея всеединства в учениях П. Флоренского, С. Булгакова, Л. Русский космизм. Анализ проблемы русского самосознания в статье Владимира Соловьева "Русская идея". Смысл существования России во всемирной истории.

Русская философия. Русское неокантианство и Германия. Кратко

Вечные истины религии как источник понимания проблемы. Национальная идея как общественный идеал, ее религиозный аспект. Философская мысль Беларуси как форма осмысления национальных культурных традиций и становление национального самосознания.

Значение идей белорусского Просвещения в реализации программы национального Возрождения и становлении белорусской национальной идеи. Формирование и истоки философской реферат русская идея в отечественной философии в России. Рассмотрение философии как средства решения коренных проблем человеческого бытия. Формы русской философии и основные этапы ее развития. Славянофильство - направление философской и политической мысли.

Социально-политические условия для развития философской мысли в годы XX века; идеи и взгляды философов Н. Бердяева, Г. Флоровского, В. Зеньковского, П. Сорокина о судьбе России. Основные черты нации в ХХ ст. Актуальность вопроса о специфике русской философии в настоящее время.

Проблема "Россия и Запад" в философских исканиях и теориях Н. Бердяева, Н. Осмысление особенностей отечественной культуры, русского национального самосознания. Аксиологическое и технологическое истолкование культуры. Русская идея как национально-патриотическое, православное самосознание. Преемственность и взаимовлияние реферат русская идея в отечественной философии в историческом процессе. Цивилизация как процесс прогрессивного развития человечества.

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т. Питание русской национальной мысли чувством богоизбранности и богоносности России.

Реферат русская идея в отечественной философии 7702

Русская идея как идея коммюнотарности и братства народов. Развитие философской мысли. Русская религиозная идея в философии В. Основные идеи Николая Бердяева. Вера в рамках нравственной концепции Л. Особенности религиозной философии П. Русская идея в философии России вв.