Реферат по философии на тему бытие и материя

ebancon

Лейбниц , создавший учение, согласно которому мир образован бесконечным множеством духовных первоэлементов — монад. Относительно возникшей ситуации В. Методологическое значение категории бытия выражается в том, что она помогает уходить от наивно-сезерцательной концепции, расширяет горизонты познания, предохраняет от абсолютизации имеющихся знаний. Выясняя соотношение понятий движения и изменения, следует отметить, что изменению подвержены объекты любой природы вещественной, социальной и духовной. Это очень важно учитывать сегодня, когда в нашей стране, как и в других странах, развертываются коренные преобразования, глубокие реформы социальной жизни. Тема необъятна, читайте еще: Понятие сознания.

Эвристические идеи прошлого задают каноны настоящему и определяют будущее данного общества, влияя и на жизнь отдельного индивида. Наиболее продуктивная идея закладывает определенную структурную парадигму, в рамках которой формируется и развивается бытие человека: его образ жизни, его отношение к миру и самому. Последние обеспечивают производство и воспроизводство человека в его постижении сущность, природа, различные подходы к пониманию социального бытия, тенденций его изменения и развития является предметом анализа социальной философии.

Следует различать виды бытия — объективную и субъективную реальность. Объективная реальность охватывает все то, что существует вне и независимо от сознания. Звездные системы и элементарные частицы, атомы и макротела, микроорганизмы, птицы, млекопитающие, т.

Сознание, мышление, духовный мир человека есть не что иное, как субъективная реальность, находящая свое выражение в чувствах, образах, фантазиях, идеях, гипотезах, теориях. Переживания человека и его мысли, нравственные и эстетические идеалы, идеализированные мысленные конструкты такие как материальная точка или идеальный газвся духовная жизнь относятся к сфере субъективной реальности.

Эти два реферат по философии на тему бытие и материя бытия не полярные противоположности. Субъективная реальность является продуктом отражения объективной реальности и, в свою очередь, оказывает влияние на.

Взаимосвязь объективной и субъективной реальности осуществляется в формах человеческой деятельности.

Может ли равное само по себе, прекрасное само по себе, все вообще существующее само по себе, то есть бытие, претерпеть какую бы то ни было перемену? Эта особенность объективного идеализма еще сильнее выражена в эпоху средневековья, когда философия полностью подчиняется теологии Августин, Фома Аквинский. В философии Платона бытие подразделяется на три уровня: а умопостигаемое бытие вечных, бестелесных идей, которые первичны; б чувственно постигаемое бытие вещей, которые производны от идей; в бытие предметов искусства. В процессе познания субъект и объект познания вступают в субъективно-объективное отношение, в рамках которого они друг без друга не существуют.

Мерой адекватности и истинности мышления выступает опосредованность его практикой. Для того чтобы создать образ предмета, процесса, человек манипулирует условиями бытия вещей. Выбор условий связан как с ценностными ориентациями субъекта, так и с его конкретными целями. Одни и те же материалы могут быть, например, объектом исследования разных специалистов.

С другой стороны, эмпирически или теоретически полученное знание о предметах становится, в свою очередь, дальнейшим отправным пунктом для определения природы и возможностей объективно и реально существующих вещей и процессов. На основе мировоззрения, философских взглядов человека — формируется картина мира. Картина мира — целостное представление человека о Бытии, о мире, о его строении, законах и закономерностях, действующих в нем, о месте человека в этом мире и в обществе.

Если человек представляет реферат по философии на тему бытие и материя неизменным в своих основных характеристиках, то его картина мира статична, в противном случае — постоянно формируется динамичная картина мира. Уже древние греки формировали свои представления о Бытии и об объединяющем начале мироздания.

  • Время — вещь, с которой мы имеем дело, но не нечто временное.
  • Однако проблема возникает потому, что люди, практически действуя в окружающем мире, связывая благодаря своей деятельности преходящее с непреходящим, прежде всего должны раскрыть для себя эти объективные отношения единства в многообразии.
  • Отсюда второй аспект философской проблемы бытия, который связан с вопросом о единстве мира.
  • Классный час в 7 классе на тему "Быть современным - быть толерантным".
  • Учение досократиков о бытии.
  • Как это ни покажется странным, но и это бытие, возникнув однажды по воле человека, затем продолжает существовать относительно независимой от человека, — а порой и человечества — жизнью в течение очень длительного времени, охватывающего столетия и тысячелетия.
  • Ими, по существу, была основана самостоятельная линия греческой философии, уходящая от космологизма ранних мудрецов к тому, что стало "метафизикой".

Для обозначения такой основы в философии выработаны две категории: субстрат и субстанция. Древние греки, в зависимости от принадлежности к той или иной философской школе, под субстратом или первоначалом мира понимали:. Испарения воды питают небесные светила, а. Ведь огонь всегда пребывает равным самому себе, неизменным во всех превращениях, а вечный и бесконечный мир всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим.

Все предметы и явления природы рождаются из огня. Как видим, большая часть воззрений соответствует натуралистическому пониманию основы Бытия.

На более высоком обобщающем уровне под основой Бытия понимают уже не субстрат, а субстанцию от лат substatia — сущность, то, что лежит в основечто означает не просто первооснову всего существующего, но и внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений. По Гераклиту Логос и является сущностью Бытия, то есть его субстанцией. Это логическая структура Космоса, Мира, данная живому созерцанию.

Вопрос о субстанции наиболее важен для монистических учений направленийсреди которых в истории философии особенно выделяются два: идеалистический монизм объективный идеализм — субстанция — Абсолютный Дух; субъективный идеализм — субстанция — субъективный Духматериалистический монизм. В случае, если под субстанцией понимается Воля А. В истории философии первоначально learning foreign languages егэ понимается как вещество, из которого состоят все вещи.

В дальнейшее, в поисках основания всего сущего, субстанцию начинают рассматривать как особое обозначение бога схоластикачто ведет к дуализму реферат по философии на тему бытие и материя и тела. Последний - своеобразное выражение несовместимости теологического и научного мышления.

В новое время наиболее остро проблема субстанции была поставлена Декартом. Преодоление дуализма на путях материалистической философии осуществил Спиноза. Эта задача была решена хотя и непоследовательно в.

Реферат по философии на тему бытие и материя 4468211

Однако субстанция трактуется им субъективно, как априорная форма мышления, синтезирующего опытные данные. Гегель определяет субстанцию как целостность несущественных, изменяющихся. С этим связано понимание субстанции одновременно и как субъекта, т. Вместе с тем субстанция рассматривается Гегелем идеалистически, лишь в качестве момента развития абсолютной идеи. Марксистская философия критически перерабатывает эти идеи с точки зрения материализма.

В понятии субстанции материя отражена не в аспекте ее противоположности сознанию, а со стороны внутреннего единства всех форм ее движения, всех различий и реферат по философии на тему бытие и материя, включая и противоположность бытия и сознания.

Антисубстанциалистская позиция в философии отстаивается неопозитивизмом, который объявляет субстанцию мнимой и потому вредной для науки категорией. Существует как материалистический, так и идеалистический монизм. Материалисты началом, основой мира считают материю. Идеалисты единым началом, всех явлений считают дух, идею и т.

Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма - является философия Гегеля. Научный и последовательный материалистический монизм, характерен для диалектического материализма, исходящего из того, что мир по своей природе материален, что все явления в мире представляют собой различные виды движущейся материи. В философии марксизма материализм распространен и на общественные явления.

Противоположность монизма,— дуализм. Дуализм лат.

Бытие и материя

Исходным мотивом дуализма часто является попытка примирения материализма и идеализма. В конечном счете, дуалистический отрыв сознания от материи приводит к идеализму.

Дуализма в наибольшей степени характерен для философии Декарта и Канта. Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма. Плюрализм лат. Точка зрения плюрализма. Однако в конечном счете по своему объективному смыслу плюрализм противостоит только диалектико-материалистическому монизму. В социологии плюрализм, служит основанием для отрицания единой определяющей основы общества, для взгляда на историю как на поток случайных событий, следовательно, для отказа от анализа объективных законов развития общества точка зрения марксистско-ленинской идеологии.

Наиболее влиятельной разновидностью неопозитивизма явился логический позитивизм. Иерархия и формы бытия. Проблема атрибутов бытия движение, пространство, время, отражение, системность, развитие. Законы и категории бытия законы и категории диалектики. Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Категория бытия в философии, периоды в трактовке бытия, бытие человека и бытие мира.

3.1 Онтология в структуре философского знания - Философия для бакалавров

Проблема возникновения философии. Милетская школа. Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Пифагор и его школа. Гераклит Эфесский. Элейская школа: Ксенофан, Парменид Зенон. Основоположники марксизма, в отличие от своих предшественников, выделили несколько уровней бытия и, в частности, природное бытие и общественное бытие.

По существу философы в дальнейшем на работы по физической культуре, конкретизировали, углубляли, порой достаточно успешно и остроумно, те идеи и общие положения о бытии, которые были выдвинуты их предшественниками. В качестве примера можно привести понимание бытия одним из наиболее известных философов XX века Мартином Хайдеггером 7.

Время — вещь, с которой мы имеем дело, но не нечто временное. О сущем мы говорим: оно. Философы, далее, обнаруживали, что мир, с одной стороны, неоднороден именно в его существовании: в целом он непреходящ, но отдельные его предметы и состояния преходящи. Бытие мира как целого неотделимо от бытия в мире всего, что существует. Но между бытием мира и бытием в мире отдельных вещей, состояний, существ то есть сущих, если говорить на философском языке имеются, таким образом, и различия.

С другой стороны, мир как раз в его существовании образует неразрывное единство, универсальную целостность. Отсюда второй аспект философской проблемы бытия, который связан с вопросом о единстве мира.

Мир существует как непреходящее единство вне и независимо от воли и сознания человека. Однако проблема возникает потому, что люди, практически действуя в окружающем мире, связывая благодаря своей деятельности преходящее с непреходящим, прежде всего должны раскрыть для себя эти объективные отношения единства в многообразии. Кроме того, им приходится постоянно "встраивать" в единый, целостный мир созданные им отдельные предметы, конкретные целостности, отношения.

Человек в повседневной жизни, в практической деятельности склонен к поиску своего единства с природой, с другими людьми, с обществом каждый из нас знает это по своему опыту. В то же время ему достаточно очевидны существенные различия между вещным и духовным, природой и обществом, между собой и другими людьми. И все же человеку важно найти и обрести общее между различными проявлениями окружающего мира.

Тем более что в нем самом слиты в неразрывное единство тело и дух, природное и общественное. Именно в силу этого подход к миру как единству многообразного - природно-вещного и духовного, природного и общественного - обязательно должен был родиться в человеческой практике, а затем стать и проблемой культуры.

В философии был поставлен вопрос о всеобщем - общем для. Отвечая на него, философы издавна пришли к выводу: предметы природы и идеальные продукты мысли, идеиприрода и общество, различные индивиды едины, сходны прежде в том, что они "есть", наличествуют, реферат по философии на тему бытие и материя, "присутствуют", существуют, причем не только в их различиях, но и в рамках совокупного, единого существования мира.

Это и было философским открытием проблемы бытия - толчком к анализу того, в чем именно состоит единство мира, к поиску его необходимых предпосылок, без чего невозможно раскрыть мировое единство. После открытия проблемы бытия как таковой предполагается дальнейшее движение от исследования предпосылок единства мира в его существовании бытия к раскрытию всех оттенков реферат по философии на тему бытие и материя аспектов его единства.

Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде. На более высоком обобщающем уровне под основой Бытия понимают уже не субстрат, а субстанцию от лат substatia — сущность, то, что лежит в основе , что означает не просто первооснову всего существующего, но и внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений. Материалисты началом, основой мира считают материю. У человека знание выступает в различных формах: 1. Материалы сайта "Учительский портал"

Связь и различие между философскими понятиями бытия и единства, единого явились причиной того, что одни философы возвышали бытие над Единым Платона другие например, Плотин считали, что Единое возвышается над всем, в том числе и над бытием.

Пока речь идет о бытии как таковом философы говорят: о "чистом бытии"нецелесообразно сразу разбирать вопрос о том, как именно существуют различные целостности, входящие в единое бытие.

[TRANSLIT]

Иными словами, существование, специфическое наличие, "присутствие" всего, что есть, было и будет в мире, - это выражение единства мира, а констатация этого существования - начальный этап анализа, проблемы бытия. Еще раз надо подчеркнуть: бытие как философское понятие не тождественно существованию мира и всего, что в мире имеется.

Бытие - это мысль о всеобщности, всеобщей связи между всем, что существовало, существует, будет или может существовать [5]. Установив, что различные целостности, имеющиеся в мире, - природа, человек, все созданное им, включая его мысли и идеи, общество, - равно существуют, наличествуют, следуя внутренней логике движения мысли о бытии, нельзя не признать: природа как целостный универсум была, есть и будет; человек, общество, когда-то возникнув, с тех пор были, есть и, надо надеяться.

Реферат по философии на тему бытие и материя вытекает важное следствие: мир вообще и все, что в нем существует именно во внутренней и объективной логике существования и развития, то есть реально, предпослан сознанию и действию конкретных индивидов и конкретных поколений людей. Из этой реальной предпосылки отдельный человек на практике исходит так же определенно, как и из простого факта наличия мира.

Не просто мысль о том, что мир есть, постоянно наличествует, но и о том, что мир, как таковой, в различии и единстве его основных целостностей является реальностью для сознания и действия каждого человека, каждого поколения, - вот еще один, третий смысловой аспект философской проблемы бытия.

Совокупная реальность, как она есть для отдельных индивидов и поколений людей, включает: вещи, процессы природы, еще не освоенные человечеством таких на Земле все меньше, а в космосе - бесконечное, необозримое множество ; вещи, процессы, созданные человеком из материала природы таких на Земле и даже в космосе все больше ; общественную жизнь - отношения людей, их учреждения, идеалы, принципы и идеи; индивидов в непосредственном процессе их объективно протекающей жизнедеятельности.

В объективном мире нет ничего, что не было бы конкретной формой материальных объектов, их свойством или проявлением свойств и взаимосвязей. Взаимодействие и движение как атрибуты вещественно-полевой формы существования материального мира.

Основные формы движения. Движение является способом существования материальных объектов вещественно-полевой природы.

Реферат по философии на тему бытие и материя 997

Оно проявляется в трех формах: движение объектов неживой природы, движение в живой природе, изменчивость объектов социальной природы. Неживую природу характеризует взаимосвязь физической и химической форм движения, живую — биологическая изменчивость, а общество — социальная форма изменений. Отчет по практике гму в администрации города соотношение понятий движения и изменения, следует отметить, что изменению подвержены объекты любой природы вещественной, социальной и духовной.

Движение же является частным случаем изменения и характеризует лишь изменение местоположения вещи в поле электромагнитном, гравитационном, сильном или слабом. Отсюда вывод: если объекты внешнего мира обладают некоторыми свойствами, структурой, обнаруживают своё существование по отношению к реферат по философии на тему бытие и материя телам, могут быть в принципе доступны познанию, то всё это — результата внутренне присущего им движения и взаимодействия. Энгельс признавал качественное своеобразие различных форм движения материальных объектов и установил их генетическую и структурную связь друг с другом.

Он дал следующую классификацию форм движения: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Критерием для классификации он выбрал классификацию наук первой половины XIX века. Тогда их было пять, сейчас насчитывается 15 тысяч, значит, старый критерий классификации форм движения не подходит. Методологическое значение концепции форм движения в признании качественной специфичности высшей формы и в наличии неразрывной связи высшей и низшей форм движения.

Пространственно-временные характеристики вещественно-полевого уровня структурной организации онтологического универсума. Что представляют собой эти свойства? Ответ на этот вопрос носит как философский, так и физический характер. Причем философские проблемы решаются на основе данных физики.

В истории философии была поставлена проблема объективности пространства и времени. Относительно пространства характерно материалистическое решение этого вопроса большинством философских школ, за исключением крайнего субъективизма и агностицизма Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант, Э. Относительно времени вопрос об его объективности всегда стоял в центре дискуссий…. Ответ на эти вопросы из обыденного опыта прост: время от человека не зависит.

Однако большинство философов отвергали такое решение вопроса об объективности времени. Философы-материалисты выводили время из психической деятельности человека. Идеалисты же поступали двояко. Объективные идеалисты выводили время и пространство из Божественного сознания.

Субъективные идеалисты выводили время из человеческого сознания. В начале XX века В. Современное толкование пространства и времени восходит к русскому философу-эмигранту С. Для С. Аскольдова: пространство — это изменение в терминах времени, а время — это изменение в терминах пространства. В истории философии встречаются две концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная.

Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Сторонники реляционной концепции понимали пространство и время как нечто вторичное, производное от каких-то иных сущностей, являющихся более фундаментальными.

Субстанциальная концепция пространства и времени была общепринята во времена Ньютона. Реляционная концепция вначале представляла идеалистический вариант время и его свойства выводили из психической деятельности человека. Однако в первой половине XIX. Открытие неевклидовых геометрий поставило вопросы об обусловленности свойств пространства свойствами и отношениями реферат по философии на тему бытие и материя физических тел; о роли физических процессов в определении направления времени.

Однако окончательного торжества реляционные концепции времени и пространства достигли в физике лишь с созданием теории относительности. Том 2. Скачиваний: Понятие субстанции и акциденции. Вопрос 2. Понятие субстанции и акциденции Проблема бытия была поставлена в античной философии.

Реферат по философии на тему бытие и материя 6600

Все многообразие бытия, все реально существующее включает в себя два основных вида реальности: объективную реальность, субъективную реальность. В философии выделяются следующие формы бытия: - бытие природы, - бытие человека, - бытие духовного идеального- бытие общества социального.

Основными типами небытия являются: 1 абсолютное небытие — это небытие без бытия; небытие, предшествующее бытию как таковому; 2 относительное небытие — это небытие, связанное с бытием; оно проявляется как небытие одного предмета в бытии других предметов. Взаимосвязь бытия и небытия может быть выражена так: Бытие — это переход от небытия-до-бытия в небытие-после-бытия. Эта категория весьма значима в современной философии. Все это — качественная интерпретация субстанции.

Количественная интерпретация субстанции возможна в 3-х формах: Монизм — объясняет многообразие мира из одного начала. Философы, признающие одно первоначало, называются монистами. Дуализм — объясняет многообразие мира из двух начал. Плюрализм — объясняет многообразие мира из множества начал. Соседние файлы в папке Философия Социальная философия.